Под термином паллета (или «палета», как указано в орфографическом словаре РАН, понимается поддон или тара для транспортировки грузов, представляющая собой плоскую прямоугольную основу для крупного грузового места. На нее складируют и закрепляют грузы во время перевозки. Термин образовался от английского слова pallet (поддон), поэтому в документации его сокращают до PLT или PLL.
Основная задача использования паллет – формирование крупных грузовых мест, грузовых единиц в процессе транспортировки. Мелкая тара или перевозка россыпью не так удобны, поскольку на погрузку и разгрузку товара, перевозимого такими способами, тратится гораздо больше времени. Упаковав тот же объем груза с помощью паллет, получится сформировать более крупную единицу, которую легче перемещать и безопаснее перевозить.
Среди недостатков применения паллет в контейнерных перевозках можно выделить уменьшение полезного объема грузовых отсеков и утяжеление груза, а также повышение издержек из-за покупки паллет.
Паллеты различаются по материалу изготовления, особенностям конструкции.
Среди недостатков применения паллет в грузоперевозках можно выделить уменьшение полезного объема грузовых отсеков и утяжеление груза, а также повышение издержек из-за покупки паллет.
Паллеты различаются по материалу изготовления, особенностям конструкции.
Если взять за основу материал, то все паллеты можно разделить на четыре основных группы:
Деревянные – недорогие, экологичные, не доставляют сложностей в утилизации и переработке.
Пластиковые – более практичный, прочный вариант, чем дерево, отличаются небольшой массой, низкой гигроскопичностью, не подвержены гниению и не нуждаются в защитной обработке, но стоят дороже деревянных.
Металлические – самые надежные и долговечные, но весят больше остальных и могут заржаветь.
Картонные – изготавливаются из толстого гофрокартона, используются для перевозки грузов весом не более 700 кг.
По конструкционным особенностям паллеты делятся на одно- и двухнастильные, что означает наличие одной или двух площадок для помещения грузов с двух сторон.
Также поддоны бывают четырех- или двухзаходные. Эта характеристика обозначает возможность захвата паллеты вилами погрузчика с четырех сторон или с двух противоположных.
Поместив на паллету груз, его оборачивают термоусадочной и стрейч-пленкой либо закрепляют на основе с помощью ремней или фиксирующей стяжки.
Масса пустой паллеты варьируется в диапазоне от 15 до 21 кг в зависимости от материала. Из которого она изготовлена.
Груз на поддоне не должен превышать 180 см в высоту и выступать за края паллеты больше, чем на 2 см.
Европейская паллета (EUR-паллет): 1200*800*145 мм.
Верхняя часть европоддона сделана из чередующихся досок, которые скреплены снизу тремя досками, расположенными перпендикулярно верхним.
Финская паллета (FIN-паллет, финский паллет): 1200*1000*145мм.
Верхняя часть сделана из 7 чередующихся досок, которые снизу соединены с тремя деревянными балками, расположенными перпендикулярно.
Американская паллета: 1200*1200*145мм.
Согласно требованиям стран ЕС, импортируемые на их территорию деревянные поддоны должны быть снабжены фитосанитарным сертификатом, в котором указывается, что они прошли обеззараживание по Стандарту 15. После прохождения этой процедуры на паллеты и фурнитуру наносят регистрационный номер, который присваивает национальная служба по карантину и защите растений. Также их маркируют кодом страны и буквами, обозначающими способ фито-обработки:
Обработка бромистым метилом – MB (methyl bromide).