(812) 495-6111
info@ctm-traffic.ru

«Водитель не может требовать вскрыть груз». Как работать дальнобойщиком и не угодить в тюрьму.

К списку новостей
Недавно порта AUTO.TUT.BY писал о дальнобойщике из Витебска Александре Кузьмине, который чуть не угодил на 12 лет в тюрьму из-за того, что в его полуприцепе среди груза из Ирана обнаружили 500 кг героина. Парень о нем даже не догадывался. Водителя в итоге оправдали, но до этого ему пришлось провести 22 месяца за решеткой в Азербайджане. Специалисты говорят: «В похожую ситуацию может попасть любой водитель-международник». Как этого избежать, кто отвечает за перевозимый груз и на что должен обращать внимание водитель объяснили юрист Arzinger & Partners Алексей Михайлов и консультант в сфере транспортной логистики, преподаватель учебного центра «БАМЭ-Экспедитор» Александр Комаров. Кто несет ответственность за груз: перевозчик, отправитель или получатель? Все определяется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), участником которой является и Беларусь. По этому документу, перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает, чтобы осуществить перевозку. Отправитель и получатель груза оговаривают переход права собственности на него и ответственность за него в договорах между собой. Перевозчик же несет полную ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение с момента принятия груза к перевозке и до сдачи его получателю, а также за просрочку установленного срока доставки груза. Может ли перевозчик не оплачивать ущерб, если с грузом что-то случится? Только если докажет, что повреждение, порча или утрата груза произошли вследствие: – наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства: землетрясение, наводнение, гражданская война, революция); – действия и упущения отправителя или получателя; – особых естественных свойств груза; – недостатков тары, незаметных при наружном осмотре. Должен ли водитель присутствовать при загрузке автомобиля и подписывать какие-то документы? Да, перевозчик обязан присутствовать при загрузке автомобиля, пересчитать принимаемый груз, проконтролировать его укладку и крепление. Нарушения укладки и крепления должны быть устранены по указанию перевозчика. Но водитель не может требовать вскрыть упаковку, чтобы посмотреть, что находится внутри. Подтверждением принятия груза к перевозке является подписание водителем международной товарно-транспортной накладной CMR. Если этот документ не содержит каких-либо оговорок в отношении груза и его упаковки, считается, что в момент принятия он был в надлежащем состоянии, а число и маркировка грузовых мест соответствовали указанным. Но если у водителя есть сомнения относительно правильности размещения или закрепления груза, будут обнаружены повреждения тары, то он должен сделать об этом отметки в 18-й графе CMR-накладной (делать запись надо, начиная с первого экземпляра, который остается у отправителя). Какие ошибки допускают водители при загрузке? Самая распространенная ошибка — отсутствие при загрузке и невнимательность при приемке груза. Бывает, что мошенники отвлекают внимание водителя, убеждают, что сами произведут загрузку. На такие уловки чаще попадаются молодые и неопытные перевозчики, — отметил Александр Комаров. — Необходимо помнить: водитель всегда должен быть на загрузке, потому что с того момента, как он принимает груз, он несет полную ответственность за него до того момента, пока он не сдал его получателю. Но надо не просто стоять и издалека наблюдать, как загружают автомобиль, а осматривать груз на каждой паллете. Но и здесь есть исключения: в некоторых случаях дальнобойщика на загрузку просто не пустят, например, если она происходит на особо опасном производстве, где по технике безопасности присутствие водителя запрещено. Правда ли, что, работая в крупной фирме, имеешь меньше шансов нарваться на «плохой» груз? — От мошеннических схем не застрахован никто, с этим могут столкнуться как большие и опытные компании, так и маленькие. Но очевидно, что брать груз только у одних и тех же фирм перевозчик не будет, — в перевозках все время заключаются договоры с новыми предприятиями. При этом, добропорядочный ли будет отправитель, неизвестно, это лотерея. Конечно, в Сети есть специальные базы с отзывами на предприятия, при заключении договоров можно ориентироваться на них, но полной гарантии и безопасности это тоже не даст, — говорит консультант. Из каких стран безопаснее всего возить груз? Считается, что безопаснее всего осуществлять перевозки в страны Западной Европы. Но и там вы можете встретиться с мошенниками и ворами, причем не только на загрузке, но и на обычной стоянке. Страны азиатского региона — зона риска, где водителям надо быть более внимательными. Но это не значит, что надо полностью отказываться от обратной загрузки и ехать порожняком. Если груз вызывает подозрение, что делать водителю? Сообщите об этом своему диспетчеру, экспедитору или менеджеру и обязательно отправьте письменное уведомление любым способом: электронная почта, СМС или мессенджер. Отправляйтесь в рейс только после того, как вы получите письменное распоряжение об этом от вашего работодателя. В случае возникновения спорных ситуаций эта переписка вам пригодится. Если на таможне среди груза обнаружили что-то подозрительное, что делать водителю? В таких случаях, скорее всего, фуру отправят на углубленный досмотр, при котором груз из полуприцепа будет выгружен. Такой досмотр должен производиться на складе временного хранения (СВХ). На нем обязаны присутствовать три человека: представитель таможни, владелец СВХ и сам водитель. Водитель должен внимательно смотреть за тем, как происходит выгрузка и досмотр товара. Если необходимо вскрытие тары, то дальнобойщик должен наблюдать за этим процессом. — Если в упаковках груза найдут что-то постороннее, то с водителя возьмут письменное объяснение. В нем стоит отметить, что содержимое груза, находящееся в таре — не входит в зону ответственности водителя. В объяснении дальнобойщик должен подробно описать, как происходил процесс загрузки товара, как он его принимал.

  • Источник: www.theatlantic.com